Официальный курс на инновации

Инновации для автоматизации деятельности

Благодарность от ЗАО «Европлан»

Диплом ОАО «Сбербанк России»

Благодарственное письмо Губернатора Брянской области

Виды деятельности

Подраздел «ГОЧС» СМИС Автоматизация Пожарная безопасность Подраздел «ТБЭ» Промышленная безопасность Антитеррористическая защищенность
СМИС. Техническое пособие

Особенности разработки Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов разведки и добычи углеводородов на шельфах морей

Гачевская Любовь Владимировна,

главный специалист отдела организационно-технического контроля ООО «ЦентрПроектЗащита»


В статье рассматриваются проблемные вопросы разработки Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов разведки и добычи углеводородов на шельфах дальневосточных и арктических морей, применения действующих на сегодняшний день в Российской Федерации нормативных требований в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Ключевые слова: План ЛРН; разлив нефти и нефтепродуктов; локализация и ликвидация разлива; континентальный шельф моря; силы и средства.

Keywords: plan OSR; oil spill and petroleum products; localization and liquidation of the spill; continental shelf sea; forces and means.

Глобальные российские запасы углеводородов находятся на континентальных шельфах арктических и дальневосточных морей. Геологоразведочные работы по освоению (поиску, разведке и добыче) месторождений нефти и газа могут оказывать негативное воздействие на морские экосистемы, в том числе экологически уязвимые морские акватории. Поэтому организация эффективных мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов жидких углеводородов является основной задачей при строительстве (бурении) скважин на шельфах морей.

Согласно требованиям российского законодательства, организации, которые осуществляют добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, должны обеспечивать готовность к реагированию на возможные разливы нефти и нефтепродуктов на основе Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – План ЛРН), разработанных, согласованных и утвержденных в установленном порядке [5, 6, 8, 9].

Разработка Планов ЛРН необходима для заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (ЧС (Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации, для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

Разливы жидких углеводородов, которые могут возникнуть при разведке, освоении и эксплуатации месторождений на шельфах морей в соответствии с требованиями постановления Правительства [5] классифицируются как чрезвычайные ситуации (локального, регионального и федерального значения) в зависимости от объема разлива.

Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения нефтеразлива к чрезвычайной ситуации определяется в соответствии с требованиями приказа Минприроды [9].

Основными составляющими Плана ЛРН являются:

  1. Прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов.
  2. Расчет достаточности сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации максимально возможного разлива.

Целью прогнозирования возможных разливов нефти и нефтепродуктов является определение:

  • объемов и площадей разливов с учетом параметров окружающей среды;
  • поведения нефтяного пятна в море под воздействием гидрологических и гидрометеорологических условий;
  • границ районов возможных разливов;
  • возможных последствий разливов, их влияние на окружающую природную среду и население;
  • последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • достаточности сил и средств для проведения операций по локализации и ликвидации максимально возможного разлива.

Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов, а также поведения нефтяного пятна на море под действием различных факторов окружающей среды является основанием для правильного выбора и использования технических средств и технологий локализации и ликвидации нефтеразливов (далее – ЛРН), планирования состава сил и средств, необходимых для операций по ЛРН и, как следствие, проведения своевременных (оперативных) и эффективных мероприятий по локализации разлива и очистке моря от загрязнения. 

Для прогнозирования поведения разлива нефти и нефтепродуктов на море и определения площадей нефтеразливов широко применяется математическое моделирование (далее – моделирование). Моделирование выполняется с помощью программного обеспечения, входящего в одобренный Международной морской организацией (IMO) «Каталог компьютерных программ и информации в Интернете, касающихся борьбы с разливами нефти IMO» (MERC 367) IMO). Используемые программные модули позволяют моделировать и воспроизводить различные процессы, происходящие с нефтью и нефтепродуктами при попадании их в морскую среду, в том числе растекание, перемещение, испарение, диспергирование, эмульсификация, изменение вязкости, горение, взаимодействие нефти и нефтепродуктов с окружающей средой и средствами борьбы с нефтеразливами.

При моделировании учитываются процессы взаимодействия нефтяного пятна с окружающей средой, к которым относятся процесс воздействия ветра и течений, а также процесс взаимодействия с берегом. В качестве исходных данных используются: дислокация источника нефтезагрязнения; объем разлива нефти (нефтепродуктов); тип нефти (нефтепродуктов); тип и описание берега; скорость и направление ветра; скорость течения; температура воды; температура воздуха; плотность воды.

Оперативность и эффективность реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов достигается правильно выбранной тактикой реагирования на нефтеразливы. Выбор тактики реагирования осуществляется с учетом значения ЧС (Н), анализа окружающей гидрометеорологической и экологической обстановки, а также с учетом имеющихся в распоряжении организации сил и средств ЛРН и их дислокации.

Наиболее проблемным вопросом при разработке Планов ЛРН является определение достаточного количества сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН.

Определение состава сил и средств, необходимых для выполнения мероприятий по ЛРН, осуществляется на основании результатов прогнозирования объемов и площадей возможных разливов нефти и нефтепродуктов, а также данных о составе сил и средств, имеющихся в распоряжении организации и их дислокации.

Требования действующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовой и нормативно-технической документации в области разработки Планов ЛРН не устанавливает четких критериев, определяющих методику и порядок расчета состава сил и средств, необходимых и достаточных для проведения операций по ЛРН. Существуют различные варианты расчета количества сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН на море, а также на побережье, учитывающие практический российский и зарубежный опыт проведения работ по ЛРН, в том числе ведомственные методики. На сегодняшний день основным документом, в котором упорядочены и систематизированы подходы различных организаций к вопросам расчета сил и средств ЛРН на море, прибрежной и береговой линии являются Методические рекомендации [10], выполненные с учетом Методических рекомендаций [11]. На основании вышеизложенного, расчеты необходимости и достаточности сил и средств, представленные в планах ЛРН являются ориентировочными.

Планирование мероприятий по ЛРН, в части касающейся определения расчетным путем состава сил и средств, необходимых для организации и проведения операций по ЛРН, производится с целью сравнения расчетных результатов с количеством имеющихся сил и средств на объекте и, как следствие, необходимостью привлечения недостающих сил и средств из числа аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке на выполнение аварийно-спасательных работ по ЛРН (далее – АСФ (Н). Данное требование осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона [4] и постановления Правительства [5].

Исходя из нормативных требований, а также выводов о достаточности имеющихся в распоряжении организации сил и средств, основанных на результатах расчета сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН, организации заключают договора с АСФ (Н), дислоцированными в регионе, с учетом имеющихся сил и средств АСФ (Н).

Из-за постоянного увеличения объемов строительства скважин на континентальных шельфах арктических и дальневосточных морей, а также из-за морального и физического износа имеющегося в регионах оборудования и технических средств ЛРН, система реагирования на нефтеразливы большинства морских бассейнов не отвечает стоящим перед ней задачам.

Как показывает опыт выполненных работ по разработке Планов ЛРН, не всегда аварийно-спасательное судно, которое должно нести (на договорной основе) постоянную аварийно-спасательную готовность к операциям по ЛРН в пределах видимости, но не далее пяти миль от места строительства скважины, способно разместить на своем борту то необходимое количество оборудования и специальных технических средств для реагирования на разливы, которое определено расчетным путем для максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов. 

Исходя из статистических данных по разливам нефти и нефтепродуктов, практического российского и зарубежного опыта проведения операций по ЛРН, а также учебно-тренировочных мероприятий, в том числе по отработке Планов ЛРН, можно сделать вывод, что нормативные (теоретические) исходные данные [5, 6], используемые при расчетах сил и средств для проведения операций по ЛРН значительно превышают возможные фактические.

На сегодняшний день разработка, согласование и утверждение Планов ЛРН является крайне затратным и продолжительным мероприятием, при котором основная часть времени уходит на согласование Планов ЛРН с территориальными и федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном приказом МЧС России [8]. По оценке специалистов Планы ЛРН, выполненные во исполнение требований действующего на сегодняшний день российского законодательства представляют собой формализованную бюрократическую процедуру, абсолютно неэффективную в случае разлива нефти и нефтепродуктов.

18.12.2012 Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон [3], который вступает в силу с 01.07.2013, вносит изменения в Федеральные законы [1, 2] и устанавливает, что геологоразведочные работы по поиску, разведке и добыче, а также транспортировке и хранению углеводородов на континентальном шельфе допускаются только при наличии Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, который утвержден эксплуатирующей организацией при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время основными документами, которыми необходимо руководствоваться при разработке Планов ЛРН являются нормативно-правовые акты [5, 6, 8, 9].

Со вступлением в законную силу Федерального закона [3] есть опасения, что могут возникнуть трудности и разногласия по вопросам утверждения и согласования Планов ЛРН.

В связи с тем, что Россия присоединилась к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. [7], необходимо обязательное соответствие нормативно-правовой базы Российской Федерации требованиям Руководства Международной морской организации по загрязнению нефтью [12].

На основании анализа действующей на сегодняшний день в Российской Федерации нормативно-правовой базы в области разработки Планов ЛРН, а также предлагаемых к принятию проектов [13, 14, 15] можно сделать вывод о том, что нормы российского законодательства не соответствуют нормам международного законодательства, в частности требованиям Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и Руководства Международной морской организации по загрязнению нефтью [11].

Таким образом, на основании вышеизложенного, существует необходимость:

  1. Приведения в соответствие к 01.07.2013 требований действующих на сегодняшний день нормативно-правовых актов [5, 6, 8] с нормами Федерального закона [3].
  2. Приведения в соответствие действующей на сегодняшний день нормативно-правовой базы Российской Федерации в области разработки Планов ЛРН требованиям международного законодательства, в частности принятия соответствующих документов, взамен постановлений Правительства [5, 6].
  3. Разработки и утверждения на федеральном уровне эффективных и наиболее точных Методик для расчета сил и средств, необходимых для проведения первоочередных мероприятий по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море, прибрежной и береговой линии, учитывающих теоретическую составляющую и практический опыт по борьбе с нефтеразливами, а также способных сделать План ЛРН практическим инструментом реагирования на нефтеразливы.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 31.06.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 30.12.2012 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О континентальном шельфе Российской Федерации“ и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации 23.07.2009                  № 607 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года».
  8. Приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
  9. Приказ Минприроды России от 09.03.2003 № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».
  10. Методические рекомендации «Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на море и внутренних акваториях. Расчет достаточности сил и средств» (С.В. Маценко, Г.Г. Волков, Т.А. Волкова. – Новороссийск: МГА им. Адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2009 г.).
  11. Методические рекомендации по разработке типового плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для нефтегазовых компаний (Росэнерго, 2006 г.).
  12. Manual on Oil Pollution. Section II. Contingency Planning. 1995 Edition. – Published in the United Kingdom by Edward Mortimer Ltd. Helifax. – ISBN 92-801-1330-5.
  13. Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне (проект МЧС России).
  14. Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне (проект Минэнерго России – передан в МЧС России письмом заместителя министра энергетики Российской Федерации от 10.11.2010 № СК-9650/05).
  15. Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне (проект МЧС России с предложениями от 17.11.2010 рабочей группы Комиссии Совета Федерации Российской Федерации по национальной морской политике).
Интересно? Поделись!

26 июня 2013 года, 1085 просмотров.

Наши проекты

Проект: «Сахалин-2»
Кислородная станция ОАО «Таганрогский металлургический завод»
Цех № 3 (Комплекс ВРУ) ОАО «Тулачермет»
Комплекс каталического крекинга для ОАО «Сызранский НПЗ»
Установка гранулирования азотосульфата NS для филиала «Азот» ОАО «ОХК „УРАЛХИМ“

Производство авиационного топлива РТ на ОАО Газпромнефть-ОНПЗ

Блок обезвреживания кислых и щелочных стоков
Поисковая скаважина № 1 на Южно-Киринской площади в акватории Охотского моря

Мы имеем все необходимые разрешительные документы, включая полис страхования гражданской ответственности своей деятельности. У нас разработана, внедрена и сертифицирована Система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), устанавливающая организационные и административные процедуры, распределение ответственности и полномочий, кадровый состав, ресурсы, методы осуществления процессов и организацию их контроля.

Заказчики ЦентрПроектЗащита  Заказчики ЦентрПроектЗащита  Заказчики ЦентрПроектЗащита  Заказчики ЦентрПроектЗащита  Заказчики ЦентрПроектЗащита     Заказчики ЦентрПроектЗащита Заказчики ЦентрПроектЗащита


Скачать презентацию компании

Скачать
презентацию компании



За 12 лет ООО  «ЦентрПроектЗащита» приобрело не только достаточно большой опыт, но и солидную клиентскую базу. Каждым из наших партнеров мы по праву гордимся, а к каждому проекту относимся с особым вниманием.